Бот в Telegram — программа, позволяющая автоматизировать различные задачи (например, взаимодействие с пользователем) и предоставить доступ к онлайн-сервисом в мессенджере. Сейчас существуют тысячи ботов от ИИ-генераторов изображений, то сервисов для заказа готовой еды.
В этой статье мы рассмотрели, какие функции имеет TG-бот, как его создать и использовать.
Основные возможности Telegram ботов
Telegram — это отличная платформа для запуска различных ботов. Разработчики могут реализовать от простого бота для общения с пользователем по скрипту до продвинутого ИТ-решения, работающего на базе ИИ.
Автоматизация задач
В Телеграм можно размещать веб-приложения, написанные на JS. Бота подключают к стороннему сервису через API, и он получает возможность решать различные задачи, например:
- Искать информацию (например, проверить состояние заказа).
- Провести мини-опрос по скрипту.
- Оповестить человека (например, когда в CRM-системе изменится статус доставки).
- Попросить клиента оценить работу компании.
Кроме того, сейчас набирают популярность чат-боты с искусственным интеллектом, например, BotHub. Пользователь прямо в Telegram может сгенерировать текст, изображение, слоган и даже музыку.
Информационные функции
Разработчики через API могут связать чат-бота с базой данных, CRM-системой и т.д. Это позволит пользователю получить актуальную информацию по запросу.
К примеру, Torrent Assistant ищет в интернете актуальные торренты для скачивания игр, программ, электронных книг и видео. Еще один интересный информационный проект — Filtered News. Чат-бот собирает новости с различных сайтов (РИА Новости, РБК, ВВС и т.д.), обрабатывает их и выдает пользователю. Чтобы получить интересные новости, нужно указать ключевое слово, которое встречается в тексте или заголовке.
Взаимодействие с пользователями
Чат-ботов все чаще используют для автоматизации коммуникаций. Данное направление считается одним из самых перспективных. Бизнес ищет пути оптимизации коммуникаций с клиентами. Нужно повысить скорость реагирования и снизить нагрузку на операторов.
Хотя чат-бот не способен заменить человека, не менее 69% клиентов довольны взаимодействием с ним. Это связано с тем, что большинство пользователей обращаются с простыми вопросами, обработку которых легко автоматизировать, например:
- Проверить статус заказа.
- Записаться на прием.
- Уточнить сроки и стоимость доставки и т.д.
Интеграция с другими сервисами
Возможности TG-ботов практически безграничны, поскольку их можно интегрировать с другими сервисами. Вы можете создать бота для онлайн-магазина. Тогда клиенты начнут заказывать товары прямо в Телеграме. Бот предоставит полный каталог и характеристики продукта, соберет данные и поможет клиенту оплатить, а затем внесет данные о покупке в CRM.
Полезные функции Telegram ботов для бизнеса
Чат-боты способны выполнять различные функции, за что они и стали популярным бизнес-решением. Рассмотрим основные возможности приложения.
Поддержка клиентов
Взаимодействие с клиентами — это первая задача, которую пытались решить с помощью ботов. Даже самые дешевые и простые решения могут взять на себя эту задачу. Главное — учитывать ограничения чат-ботов. Возможности:
- Автоматические ответы. Для общения с пользователями создают 2 вида ботов:
- Без ИИ. Их интегрируют с различными сервисами и создают перечень стандартных команд.
- С ИИ. Это более и сложные интеллектуальные системы, которые способны работать не только с определенными темами. Если обычный бот может обрабатывать только определенные запросы, то ИИ-решение — практически любые. Главное — наличие необходимых данных в базе.
- Обработка заказов и бронирование. Чат-бот может стать интерфейсом для оформления покупок и заказов. С такой задачей справляются боты без ИИ. Главное — проработать перечень функций и распределить их по уровням, чтобы у пользователя не возникли сложности.
Некоторые компании совершают ошибку — не оставляют возможность связаться с живым оператором. Важно помнить, что возможности бота ограничены. Кроме того, не все клиенты готовы общаться с ним. Не менее 10% клиентов не удовлетворены взаимодействием с ним.
Маркетинг и продвижение
Ботов активно используют для реализации воронок продаж. Они помогают сегментировать клиентов и предложить им персонализированные офферы.
Кроме того, чат-бот может стать лид-магнитом в воронке. К примеру, клиент подписывается на бесплатную рассылку экспертных материалов. В каждом посте есть нативная интеграция уже платного продукта.
Управление проектами и командами
Обычно компании для управления проектами используют различные бизнес-системы, например, таск-трекеры, позволяющие отслеживать договоренности. Это не самое удобное решение для малого бизнеса. Затраты на оплату сервиса, обучение, обеспечение безопасности могут оказаться слишком большими.
Сейчас в Телеграме есть боты с функционалом таск-трекера и других сервисов. Их интегрируют прямо в командные чаты, а также отдельно подключают сотрудников. Участники проекта получают уведомления прямо в мессенджере, и там же руководители назначают, изменяют и удаляют задачи.
Интеграция Telegram ботов с другими сервисами
TG-боты через API можно интегрировать с различными бизнес-сервисами. При этом разработчики CRM, соцсетей и т.п. сами создают удобное решение для подключения ТГ-ботов.
Подключение к CRM-системам
Существует несколько направлений применения Телеграм для автоматизации и упрощения работы отдела продаж. Какие функции получит бот после интеграции с CRM:
- Обслуживание клиентов — формирование заказов, отслеживание взаимодействий, коммуникации.
- Уведомления — предупреждение о сделках, изменениях статуса заказа и других событий.
- Контроль — отслеживание бизнес-процессов и предупреждение об их нарушении.
- Анализ — сбор данных по количеству заказов за период, оценка эффективности менеджеров и т.д.
Интеграция с социальными сетями
Вы можете использовать бота для автопостинга контента в разных соцсетях. К примеру, вы разместили пост в ВК, а бот сразу перенес его в ТГ. Таким образом, SMM-менеджеру нужно сделать в 2 раза меньше действий.
В контексте данной темы стоит рассмотреть одно из популярных решений — SMMplanner. Сервис собирает контент из RSS-лент, Вконтакте, Х, Youtube и публикует в выбранных каналах. Он регулярно обновляет публикации, так что контент всегда будет актуальным.
Использование API для расширения функционала
API (Application Programming Interface) — программный интерфейс, который позволяет 2 сервисам взаимодействовать друг с другом. К примеру, пользователь спрашивает у бота, какая сейчас погода в центре Москвы. У чат-бота нет такой информации, поэтому он перенаправляет запрос другому сервису. Тот получает команду и в ответ отправляет информацию. Чат-бот получает готовый отчет и предоставляет его пользователю.
С помощью API можно реализовать практически любой функционал. Разработчики создают генераторы картинок, бизнес-сервисы и даже игры, создавая интеграции с различными платформами для расширения возможностей бота.
Создание и настройка Telegram ботов
Разработка собственного бота начинается в BotFather. Он отвечает за клиентскую часть нового сервиса.
Чтобы создать бота, перейдите по ссылке и нажмите на кнопку «Запустить», а затем выберите /newbot. Придумайте название бота, например, название компании. В конце обязательно поставьте слово bot
BotFather автоматически сгенерирует токен. Он используется для интеграции с другими сервисами через HTTP API. Важно сохранить токен в тайне, поскольку он позволяет управлять ботом.
Создав основу, можно приступать к базовой настройке клиентской части. Используйте 3 команды:
- /setuserpic — для добавления аватарки.
- /setdescription — для создания описания. Отметим, что его пользователь увидит перед нажатием на кнопку «Старт».
- /setabouttext — для написания текста в шапке профиля.
Теперь остается добавить самое важное — «начинку». BotFather не позволяет работать со сторонними сервисами, поэтому для этого вам потребуются другие инструменты.
Чаще всего для создания ботов используют конструкторы — это простое и доступное решение. Вы программируете сервис, работая с графическим интерфейсом, а не с кодом. Поэтому с помощью конструктора можно создать бота с нулевыми знаниями в этой теме. Нужно только продумать логику и реализовать ее с помощью готовых элементов.
Недостаток конструкторов — ограниченные возможности. Они отлично подходят для создания типовых решений (например, бот для автоматизации коммуникаций по шаблону). Однако сложные и уникальные проекты реализовать не получится.
Рассмотрим 3 популярных конструктора:
- BotHelp — сервис для создания «продающих» ботов. Он позволяет разрабатывать вариативные цепочки сообщений для сегментации и прогрева аудитории с учетом ответов и возражений клиента. Персонализация сообщений повышает открываемость сообщений до 70-80%.
- Aimylogic — конструктор для разработки чат-ботов с искусственным интеллектом. С его помощью можно создать продвинутого бота, способного работать за рамками строгого сценария.
- Salebot — сервис, работающий со всеми популярными соц. сетями и мессенджерами. Пользователи создают чат-ботов с помощью классических блок-схем и шаблонов. Преимущество Salebot — собственная CRM, так что вам не придется вручную интегрировать стороннюю систему по API.
Если вы хотите превратить Телеграм-бота в полноценную торговую площадку, или подключить его к сложным системам (например, электронного документооборота), стоит привлечь программистов. Они могут реализовать любую задумку. Их ограничивают только функциональность API и Telegram. Они могут подключить любые платежные сервисы, 1С, CRM и т.д.
Минус такого подхода — высокая стоимость. Перед тем как обращаться к программистам, стоит изучить возможности конструкторов и сопоставить с бизнес-требованиями. Большинство тривиальных задач можно решить в конструкторах. Они позволяют создать небольшой онлайн-магазин, автоматизировать коммуникации и т.д.
Советы по эффективному использованию Telegram-ботов
Мы подготовили 3 совета, которые помогут вам полностью реализовать потенциал ТГ-ботов и обеспечить высокий коэффициент удовлетворенности клиентов:
- Использование аналитики для улучшения работы бота. Собирайте данные о том, как пользователи взаимодействуют с ботом, как часто они вызывают оператора и т.д. Рекомендуем добавить функцию сбора данных. К примеру, диалог завершился, и через 5 минут бот просит клиента оценить качество обслуживания.
- Регулярное обновление. Этот совет напрямую связан с предыдущим. Собрав обратную связь, обновляйте бота, чтобы повысить качество обслуживания. К примеру, клиенты часто вызывают оператора, чтобы отменить заказ. Вы можете добавить новую функцию и тем самым сократить время обслуживания и освободить операторов от рутинной задачи. Также важно быстро реагировать на возникающие ошибки.
- Поддержка и обратная связь с пользователями. Чат-бот — хорошее, но не идеальное решение. У клиента должна быть возможность связаться с оператором и получить персонализированную консультацию. Бот может сломаться или не иметь нужную функцию, и тогда пользователь вообще не сможет решить задачу без обращения к менеджеру или техподдержке.
Заключение
Телеграм-бот помогает трансформировать бизнес. Создав его, вы можете автоматизировать коммуникации, получить новую площадку для продажи товаров. Если же говорить о внутрикорпоративных ботах, то они упростят работу с различными сервисами. Пользователю не придется открывать сайт онлайн-сервиса или программу на ПК. Взаимодействие с различными инструментами происходит прямо в мессенджере и на любых устройствах.